Как покрыть картину лаком и продлить ей жизнь

Сегодня поговорим о покрытии картины лаком. Иногда картину необходимо покрывать лаком, особенно написанную в несколько слоев, на которой проявляются прожухлые места, матовые участки, неравномерность блеска. Появляются они по нескольким причинам, первая из которых это плохая грунтовка, когда прописываешь первый слой, то некачественный грунт вытягивает масло из слоя, вторая причина это многослойность картины, когда не до конца просохший нижний слой вытягивает из последующего слоя масло.

Покрытие картины акриловым лаком видео

Лак выравнивает блеск картины, придает глянец, кроме того, выявляет цвет самой картины, у картины появляется глубина цвета, глубина масляной живописи. Кроме этого лакировка защищает от сероводорода в воздухе, от которого краски темнеют с годами, табачного дыма, плюс некоторые виды лаков защищают от ультрафиолета. Это те виды лаков, которые помечены буквами УФ. Лаки нужно брать свежими не более полгода от даты выпуска иначе будет давать «отлип» после высыхания, что значит не просохнет до конца, к ней будет липнуть пыль после высыхания. Лак должен быть свежий, а старый лак пускайте на живопись. Важно для покрытия применять только лаки для живописных работ.

Даммарный лак, густоватый, он теплый, теплого оттенка он желтеет с годами и необходимо покрывать работы теплых тонов, со временем он придает благородство живописи. Даммарный лак можно разбавлять небольшим количеством пинена (скипидар художественный). Если добавлять в лак пинен один к одному, то лак будет матовый, то же получается интересный эффект.

Покрытие картины даммарным лаком видео

Лак акрил стирольный или акрил фисташковый, жидкие, светлые в отличие от даммарного. Хорошо подходят для светлых работ. Создают на поверхности водонепроницаемую пленку.

По-хорошему, необходимо выдержать время сушки картины не менее года, иначе картина под действием лака будет местами растворяться. Современные краски имеют сиккативы и они сохнут быстро. Можно покрывать и через пару месяцев, летом картины сохнут быстрее.

Перед нанесением необходимо почистить картину от шероховатостей. А если картина сохла год, то можно ее помыть слабым раствором Фэри, губкой с водичкой и хорошо просушить. Если есть маслянистые места, то можно пройтись Уайт-спиритом.

При нанесении лака на картину лучше пользоваться светлой губкой. Почему светлой? Что бы лучше было видно если раствориться краска с картины, то она оставит след на губке.  Смотреть на пропущенные места на свет, отражение и лакировать всю картину. Лакировать можно простой строительной кистью прежде ее отбив, убрав выпадающие волоски, чтобы не выпадали при покрытии и не мешали.

При лакировке больших картин, лакировка проходит участками, лак прихватывается быстро, а лакировать необходимо до прихватывания, легкого прихватывания. Особенно летом, необходимо быстро лакировать. Движения при лакировке не должны быть не очень быстрыми, а то будут образовываться пузырьки, светлые полоски из-за вспенивания.

В конце просматриваем качество покрытия и относим работу в ванную комнату, защищая от пыли, грязи, чтобы не было запаха. Лак сохнет сутки.

 

Лак защищает картину от воздействия вредных химических веществ и газов, находящихся в воздухе. В частности от сероводорода, табачного дыма и пр., от чего краски темнеют. Некоторые современные лаки содержат в своем составе ультрафиолетовый фильтр (УФ фильтр), предохраняющий красочный пигмент от солнечного излучения, тем самым предотвращая его от выцветания. Лаковый слой, к тому же, может защитить живописный слой от небольших механических воздействий — царапин, потертостей. Кроме этого лак является ещё и мощным оптическим фактором, придающим краскам масляной живописи изначальную звучность и глубину.
Кстати сами лаки тоже стареют с годами, темнеют, покрываются микротрещинами и перестают выполнять свою функцию. Поэтому они должны быть обратимы. То есть иметь возможность в любое время быть смытыми слабым разбавителем, вроде пинена, для повторного лакирования. Поэтому важно применять только лаки для живописных работ.

ПОКРЫВНОЙ ЛАК ДОЛЖЕН БЫТЬ СВЕЖИМ.

По некоторым источникам не менее трех месяцев с момента изготовления. Иначе лаковый слой будет давать так называемый «отлип», то есть лак как бы останется не полностью высохшим. На такой поверхности будет собираться пыль. При покупке смотрите на дату изготовления, так как в художественном салоне эта баночка с лаком могла простоять и год. Старый лак лучше использовать в живописи, для приготовления «тройника».

Очень часто приходится покрывать картину лаком, чтобы устранить так называемые «прожухания», чтобы выровнять картину по блеску. Краски в масляной живописи обычно прожухают в двух случаях:

1. Когда плохой грунт и масло из краски уходит в основу, оставляя сам пигмент краски полусухим. В таких местах краска и становится жухлой, теряя свой блеск и цветовую насыщенность. Она лишается своего первоначального тона, становится тусклой и матовой. И даже последующее покрытие картины лаком такие места часто не исправляет. Грунт под живопись должен быть очень надёжным. Если картина написана в один день и по крепкому, не тянущему масло грунту, то пожухлостей живописи обычно не бывает и соответственно нет особой нужды в лакировке. Иногда, кстати, достаточно нанести губкой или кистью немного лака только на пожухлые места работы, чтобы выровнять по блеску все ее места.

2. Пожухание масляных красок также происходит, когда дописываешь картину вторым и последующими сеансами. Особенно, если перерыв между сеансами небольшой, в несколько дней. Не полностью высохший (полимеризовавшийся) низлежащий слой масляной краски также способен вытягивать масло из краски, как и плохой грунт. Нижние слои казалось бы подсохших, но недостаточно хорошо просохших красок вытягивают масло из свеженанесенного красочного слоя, обезмасливают его и лишают значительной части необходимого краске связующего вещества — масла.

Это и вызывает быстрое изменение первоначального цветового тона и приводит к его потускнению. К тому же вся поверхность картины со временем может пойти микротрещинами из-за неравномерного высыхания живописных слоев (старые и новые слои сжимаются при высыхании по-разному).

Время между сеансами зависит от толщины предшествующего слоя живописи. Если он совсем тонок, то вполне достаточно трёх — четырёх дней перерыва, а лучше недели. Если же в первом слое живописи краски ложились корпусно, то перерыв должен быть не менее 10 дней и более. Лишь после такого перерыва начатая картина (или же тот участок, который нужно дописать) смазывается тонким слоем смеси льняного масла и даммарного (либо иного) лака приблизительно 1:1 и дорабатывается. Не успели закончить и в этот раз — опять нужен перерыв в несколько дней.

Покрывать картину лаком принято не ранее чем через год после написания. В течение всего этого времени живопись должна предохраняться от пыли, загрязнений, действия табачного дыма и т.п. Считается, что к этому сроку льняное масло в красках полностью полимеризовалось, превратившись в нерастворимый полимер — линоксин и готово к безопасному покрытию лаком.

Но есть мнение, что сейчас масляные краски намного более крепкие, чем раньше, более быстросохнущие из-за присутствия сиккативов, и выжидать год уже не обязательно. И что минимальный срок — это месяц-полтора, после которого картину уже можно покрыть лаком в один тонкий слой. Главное во время лакирования следить, чтобы разбавитель, присутствующий в лаке, не растворил верхние слои краски.

Один тонкий слой лака вряд ли способен вызвать кракелюр — силы натяжения лаковой пленки не хватит для образования трещин и разрывов масляной краски. Во всяком случае, у моих достаточно старых работ, покрытых лаком через месяц после написания, подобное не наблюдал.

Очень важно не торопиться при лакировании, особенно если используете кисть. При быстром движении руки, кисть часто захватывает воздух и в лаковом слое остаются микропузырьки в виде мутных белесых полосочек. Лечится смытием лакового слоя разбавителем и повторным лакированием.

Покрываю обычно акрил-стирольным или даммарным лаком (можно акрил-фисташковым, фисташковым, мастичным) слегка разбавленным (процентов на 5-15) разбавителем или «тройником» для «подвижности», тонкости лакового слоя и для снятия излишнего блеска. После кладу картину на 5-10 минут в горизонтальное положение для равномерного распределения лака и отношу в ванную комнату с работающей вентиляцией. В помещении не должно быть пыли. Лак сохнет сутки.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *